Конкуренты здесь не нужны — эксперты о планах запретить ввоз бензина из России

Министeрствo энeргeтики Кaзaxстaнa oбсуждaeт ввeдeниe зaпрeтa нa импoрт рoссийскoгo бeнзинa срoкoм нa три мeсяцa. Мнeниями o вoзмoжныx причинax с кoррeспoндeнтoм Tengrinews.kz пoдeлились экспeрты.

В дaнный мoмeнт прoeкт прикaзa рaзмeщeн нa портале «Открытые НПА». Министерство вынесло его на публичное обсуждение. Кроме того, планируется вынести на рассмотрение Евразийской экономической комиссии предложение о применении аналогичных мер другими государствами — участниками Евразийского экономического союза.

Известный казахстанский журналист, автор книги «Черная кровь Казахстана. Нефтяная история независимости» Олег Червинский считает такое решение довольно неожиданным. Ведь до сих пор Казахстан в основном вводил сезонный запрет на вывоз ГСМ из страны, а тут речь идет об импорте из России. И это при том, что прошлой осенью Министерство энергетики официально приводило данные, согласно которым до 30 процентов потребностей казахстанского рынка в высокооктановом бензине закрывается за счет импорта из России.

«Логическое объяснение нынешнему решению о запрете импорта может быть только одно: министерство уверено, что после окончания модернизации наших НПЗ мы самостоятельно закрываем все потребности рынка. И конкуренты здесь не нужны, напротив, заводам необходимо быстрее возвращать инвестиции, сделанные в модернизацию. Тем более, что, как признал министр Канат Бозумбаев, после прошлогоднего кризиса в стране создан запас бензина, в полтора раза превышающий спрос. А это замороженные деньги. И этот бензин надо сбыть.

Другое дело, что решение выглядит несколько нелогичным на фоне того, что российский бензин дороже казахстанского, и цены там пошли в последнее время еще в рост. Единственное объяснение, которое приходит на ум, — что запрет на российский импорт введен накануне повышения цен на бензин в Казахстане», — поделился доводами Олег Червинский.

Нефтегазовый аналитик Сергей Смирнов, в свою очередь, привел данные Минэнерго о том, что за январь-апрель этого года производство бензина в Казахстане было увеличено всего на 10,4 процента по сравнению с прошлым годом. Тогда как в прошлом году 25-30 процентов бензина ввозилось из России. Во-вторых, он уверен, что российское топливо в Казахстан все равно везти не выгодно — в России оно продается дороже на внутреннем рынке.

«Я бы понял, если бы запретили вывоз более дешевого казахстанского топлива в Россию. А тут получается наоборот — запрещают ввоз российского топлива к нам. Видимо, они думают, что с завершением модернизации Шымкентского завода у нас начнется избыток производства топлива. Но модернизация Шымкентского завода еще не завершена. Обещают только к сентябрю. Видимо, хотят прекратить ввоз топлива, чтобы освободить емкости под будущее наше изобилие.

Но я не думаю, что у нас за такой короткий срок заводы смогут полностью обеспечить топливом рынок. Нужно еще принять во внимание, что уже в августе начинается уборочная. То есть возрастет потребление топлива. А запрет вводится как раз на все лето, и начало сентября даже захватит. Боюсь, что может возникнуть дефицит бензина, если они так и оставят», — рассуждает эксперт.

«По какой причине так резко хотят ограничить ввоз бензина из России? Непонятно совершенно. 6 или 7 июня должны обсуждать проект приказа. Тогда, может быть, всплывут какие-то причины. Или раньше министерство объяснит», — заключил Смирнов.

Как известно, в России произошел скачок цен на бензин. Цены выросли за неделю с 21 по 27 мая на 88-90 копеек. При этом стоимость топлива марки АИ-92 увеличилась на 90 копеек — до 42,21 рубля (223 тенге) за литр, а цена на бензин марки АИ-95 прибавила 88 копеек и достигла 45,5 рубля (240 тенге).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.